С 03 февраля 2013 года вступил в силу Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее по тексту – Закон). Данным актом были внесены существенные изменения в процедуру регистрации благотворительных фондов. Ранее процедура регламентировалась приказом Минюста Украины, по которой регистрация проводилась аналогично объединениям граждан. Теперь регистрацию проводят государственные регистраторы при местных государственных администрациях.

Указанный выше Закон устанавливает понятие благотворительных организаций. Теперь это юридические лица частного права, основная цель деятельности которых – благотворительность. Учредительные документы благотворительной организации должны обязательно содержать эту четкую формулировку.

Статья 13 Закона устанавливает, что все благотворительные организации делятся на три вида: благотворительное общество, благотворительное учреждение, либо благотворительный фонд.

Деятельность благотворительного общества и благотворительного фонда (БФ) основывается на уставе. Это существенное их отличие от благотворительного учреждения, действие которого регламентируется учредительным актом. Если общество создается участниками в количестве не менее 2 лиц, то для создания фонда достаточно одного участника. Кроме того, участник фонда может не передавать активы фонду, чтобы достичь целей, определенных уставом. Активы Фонда могут быть сформированы участником единолично и/или иными благотворителями.

Ниже опишем процедуру регистрации БФ, как самой распространенной формы деятельности общественной организации, а также подробные рекомендации и советы.

Учредители и участники благотворительного фонда

В роли участника БФ могут выступать любые юридические и/или физические лица, за исключением органов государственной власти, местного самоуправления и иных лиц публичного права.

Фонд создается на основании принятого учредителями решения. С этой целью утверждаются учредительные документы, определяются органы управления и выбирается состав участников. В ходе проведения собрания, участники могут принимать другие важные решения, имеющие значение для создания БФ и проведения дальнейшей процедуры регистрации.
В составе участников организации могут находиться лица, не являющиеся его учредителями. Порядок вступления таких лиц в ряды организации определяется уставом.

Что нужно для создания благотворительного фонда

Основным учредительным документом является устав Фонда. Он обязательно должен содержать следующую информацию

  • наименование БФ;
  • цели БФ;
  • сферы деятельности БФ;
  • права и обязанности участников;
  • органы управления (перечень, состав, компетенции, полномочия, порядок деятельности, принятия решений и прочее);
  • порядок избрания, назначение или утверждение, замещение, приостановление и прекращение или отзыв полномочий членов органов управления (данный порядок не распространяется на высший орган управления БФ);
  • условия и порядок принятия в состав участников фонда, и порядок исключения таких участников;
  • порядок внесения изменения в учредительные документы;
  • основания и процедура прекращения деятельности (включая распределение активов);
  • источники активов и/или доходов, порядок контроля деятельности и финансовой отчетности;

Регистрация благотворительного фонда

Регистрация проводится государственными регистраторами местных администраций по месту нахождения будущего ресурса. Процедура устанавливается статьей 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований». Для этого государственному регистратору учредитель подает следующие документы

  • заполненную регистрационную карточку;
  • решение учредителей о создании БФ;
  • учредительный документ (устав);

Подавать документы можно тремя способами

  • предъявить лично;
  • послать почтовым отправлением с описью вложения;
  • подать документы в электронном виде через специализированный интернет-портал электронных сервисов;

Документы принимаются только от учредителей благотворительного фонда, либо уполномоченных лиц, при предъявлении нотариальной доверенности и оригинала паспорта. Если учредителем является нерезидент, необходимо подать документальное подтверждение факта регистрации нерезидента в стране происхождения. Таким документом может быть извлечение из судебного, банковского или торгового реестров.
Государственная регистрация занимает всего 1 рабочий день.

Контакты специалистов