Изменена процедура регистрации юридических и физических лиц - предпринимателей

Двигаясь по весьма трудному пути присоединения Украины к ЕС, украинское руководство внедряет все новые и новые методы регулирования тех или иных правоотношений. Количество нововведений в различных сферах права не счесть, однако некоторые из них заслуживают особого внимания, поскольку регулируют важные направления деятельности украинского общества. В данной статье речь пойдёт об изменениях в порядке регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

Необходимость проведения регистрационных действий является одной из неотъемлемых составляющих ведения бизнеса в Украине. Тот, кто хотя бы раз сталкивался с регистрацией субъектов хозяйственной деятельности, либо с регистрацией изменений, прекрасно понимает о чём идёт речь, и с неохотой вспоминает каждый визит к государственному регистратору.

Изучая текущие проблемы в сфере регистрации субъектов хозяйствования, законодатель пытается найти решение путем внедрения новых правовых и технических процессов. Каждый год принимаются поправки к Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», основной целью которых является упрощение процесса регистрации предприятия. О самых полезных последних изменениях мы немного расскажем.

Первое, с чего нужно начать – это труднодоступность государственных регистраторов. Как известно, желающих попасть на приём регистратору много, а его приёмное время, как правило, ограничивается тремя часами. Естественно образовываются громадные очереди. Ещё с 2014 года с указанной проблемой начали бороться путём введения принципа экстерриториальности. Заключается он в том, что документы на проведение регистрационных действий можно подавать регистратору не только по месту регистрации субъекта хозяйственной деятельности, а любому регистратору на территории Украины. Сначала, в качестве пилотного проекта, этот принцип внедрили только в Киеве, Ивано-Франковской и Винницкой областях, однако с декабря 2015 года принцип экстерриториальности внедрён по всей территории Украины. В целом это новшество можно оценивать положительно, поскольку оно существенно снижает нагрузку на государственных регистраторов работающих в крупных городах Украины, а также даёт возможность предпринимателю регистрироваться, либо вносить изменения в свою деятельность, вне зависимости от своего местонахождения.

Решая проблему труднодоступности регистраторов, как единственных субъектов гос. регистрации, законодатель наделил полномочиями государственных регистраторов частных и государственных нотариусов, что даёт им право на проведение всех без исключения регистрационных действий. Решение весьма правильное, долгожданное, и оно действительно должно существенно сократить нагрузку на регистрационную службу, однако полная реализация потребует времени, поскольку помимо правовой возможности проводить регистрационные действия, у нотариусов должна быть и техническая, а именно – получение доступа к единому реестру юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (ЕГР). На данный момент, далеко не все нотариусы подключены к ЕГР и имеют возможность с ним работать.

Стоит также отметить, что для разгрузки регистраторов введена возможность подачи и получения документов в электронном виде. По большому счёту это не новшество, поскольку подобное можно было делать и раньше, но изменения состоят в том, что сейчас документы в электронном виде можно подавать для проведения любого регистрационного действия. Весьма полезное и современное решение, учитывая развитие электронного документооборота, однако стоит учитывать, что для совершения подобного рода действий необходимо сначала оформить электронный цифровой ключ, которым будут подписываться все документы.

Следующим весомым изменением в сфере регистрации, является снижения количества административных услуг.  Речь идёт обо всем ненавистном подтверждении юридического лица, или же, как принято называть – «форма 6». С декабря 2015 года подавать этот документ государственному регистратору уже не нужно.

Ну и наконец, отметим технические новшества, связанные с государственным реестром. Теперь государственный реестр содержит не только основные ведомости о юридическом лице (идентификационный код, ФИО Директора, размер уставного капитала, данные об участниках и их долях и т.д.), но и остальные ведомости, которые могут быть полезные при проверке потенциальных, либо уже существующих контрагентов: наличие лицензии, документов разрешительного характера и т.д.

Ознакомиться с порядком регистрации, перерегистрации и ликвидации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, перечнем необходимых документов и ценой, Вы можете на соответствующих страничках нашего сайта в разделе корпоративное право.

Дата публикации: 04.04.2016

Поделится: